Антон Александров (antona1976) wrote,
Антон Александров
antona1976

Мелкобуржуазное сознание в СССР

 Классический марксистский подход утверждает, что  материальное первично, а  идеальное вторично. В нашем контексте это значит, что именно  экономический базис частной собственности порождает мелкобуржуазное сознание.

Соответственно, частная собственность на средства производства дает  более высокий социальный статус, который необходимо постоянно поддерживать. Поэтому собственники ради поддержания статуса готовы отказаться от несоответствующей экономическому базису  идеи равенства людей перед богом.

Таким образом мелкобуржуазное сознание - это сознание, которое допускает легитимность социальной дифференциации людей по критерию "наличие Ч.С. на средства производства\отсутствие Ч.С. на средства производства" при том, что сами мелкие собственники, как правило, не практикуют эксплуатацию человека человеком.

Классический пример - мелкий лавочник, у которого нет наемных работников - только "семейный подряд". Но сам факт наличия такого сознания у буржуа говорит нам о его готовности к эксплуатации "чужих" людей. Дорога открыта и начать забирать прибавочный продукт у себе подобных - лишь дело времени и техники.

Мог ли советский человек, у которого не могло быть в собственности средств производства, обладать мелко-буржуазным сознанием? Мог, ибо никакой принципиальной разницы между частной собственностью на средства производства и просто собственностью или возможностью оперативного управления собственностью, не существует.

классический пример - представим 1980 год, у кого то умирает бабушка и оставляет в наследство дачу. Человек начинает дачу сдавать. Эта дача теперь просто собственность или уже средство производства?

второй классический пример. Сидит человек в 1980 году на складе и распределяет кому, сколько и какого качества отгрузить продукции. Вот подобное оперативное управление собственностью - это "просто" функционал или уже "средство производства"?

Таким образом,  когда в советском обществе  деформировались внятные  и честные  критерии социальной дифференциации, на свет вылезли "архаичные" критерии через уровень собственности и новомодные критерии через уровень потребления
.

Оригинал взят у smirnoff_v в Мелкобуржуазное сознание
Тут немало споров на тему мелкобуржуазного сознания у советских граждан. А давайте мы разберемся, а что же такое "мелкобуржуазное сознание"? Хотя бы описательно.
Я вот вижу, как мелкобуржуазное сознание воспитывается в наше время на классической основе. Например, те же владельцы фур, что бунтовали недавно против известных законов. Или владельцы мелких предприятий общепита. Или владельцы мельчайших бизнесов по ремонту мобильников, иной электроники, башмаков и т.д. и т.п. И мы наблюдаем в них ровно то, что до Октябрьской революции наблюдали классики в русском крестьянстве. Это с одной стороны страстная привязанность к своей жалкой собственности, клочку земли или престарелой фуре, а с другой недовольство действиями крупного капитала и государства этот капитал представляющего - действиями их разоряющими. Оттуда бунт, "бессмысленный и беспощадный".

Это готовность к самоэксплуатации существенно превосходящей даже эксплуатацию наемных работников ради того, что бы сохранить свой статус мелкого собственника.
Это склонность к идеологическим доктринам корпаративистского типа, национализму и особым (мелкобуржуазным - немного тавтология) способом понятому патриотизму, которые гарантируют им нишу (несколько сдерживают давление крупного капитала), ликвидируют конкуренцию - пускай и на базе национализма, патриотизма (всякого импортозамещения) и т.д.

Если крупный капитал за счет сращивания с государством и монопольного положения в тех или иных сферах (товарных, географических, административных) как то временно может обходить закон понижения нормы прибыли, то не эти бедолаги.

Именно поэтому, существуя постоянно на грани разорения, они готовы поддержать любые экстремистские идеологии, вплоть до фашизма, лишь бы те гарантировали им их жалкую собственность. При этом, как правило, разделяют социал-дарвинистские представления, полагая себя выше "быдла" именно на основании наличия у них этой собственности. И поэтому борьба за сохранение этой собственности столь отчаянна.

Если последнее не так что бы относилось к крестьянам России по причине большого количества традиционалистских элементов в их культуре и сознании (хотя тоже относилось - крестьяне полагали голотою рабочих, имеющих куда больший доход, но не имеющих клочка земли и потерю этого клочка с превращением в пролетария полагали социальным падением), то по отношению к современному мелкому буржую, владельцу своего ничтожного дельца оно попадает точь в точь.

При этом мелкие хозяйчики часто впадают в православие, ислам, всякие протестантские и иные секты – что есть следствие абсолютной неуверенности в завтрашнем дне, страха перед будущем в мире, где падение на дно (пролетаризация) совсем рядом, а выше плавают большие, хищные акулы, готовые не сбавляя ходу сожрать эту буржуазную мелочь. Тут и не захочешь, а побежишь хоть к попу, хоть к шаману.

И то, что я пишу не голая теория - у меня была возможность близко наблюдать таких граждан.
Так что понятие "мелкобуржуазное сознание" сегодня методологически крайне полезно и достаточно адекватно описывает сознание и настроения определенной социально-классовой группы в постсоветском обществе. Но вот чего искренне не пойму, так это того, как подобное сознание могло бы родиться в СССР, вне частной собственности (или даже приближающихся к ней форм владения) и вне товарного производства в сколь-нибудь значительных масштабах.

Такое ощущение, что слово "мелкобуржуазное сознание" у многих авторов просто заменяет ругательство и на самом деле есть способ не отвечать на вопрос, что же происходило с сознанием людей в позднем СССР.

Может быть для описания оригинальных феноменов в сознании людей позднего СССР стоит применять оригинальные понятия, а не натягивать сову на глобус?

Tags: СССР, марксизм, потребление
Subscribe
promo antona1976 august 22, 20:02 4
Buy for 30 tokens
По многочисленным заявкам телезрителей продолжаем рубрику "Неадекваты в ЖЖ". И сегодня мы обсудим широко известное в узких кругах сообщество " Имени Антипартийной группы 1957 года". Да, да именно так оно и называется. Слово в слово. И проблема даже не в том, что 90% наших…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments