
Могу сказать вам, как профильный специалист, что существует несколько вариантов датировок "начала" постмодерна, однако общепринятой датой считается 1965 год. Вернее есть такое понятие, как "золотое десятилетие постмодерна" 1965-75 гг, но это уже детали.
Так вот, в СССР в 1965 году выходит культовая комедия "Операция Ы", которая сама по себе является лабораторным примером искусства переходного периода, однако это общеизвестный факт, а нас сегодня интересуют, так сказать, более "изысканные" детали.
Дело в том, что в "Операции Ы" есть очень интересный момент, где прораб Пуговкин рассказывает "Верзиле" про те области, где СССР уже догнал и перегнал Америку. Как вы помните, речь идет о космосе и балете. Вот эта цитата "И недаром все континенты рукоплещут труженникам нашего балета"!
Это очень показательная цитата, ибо именно в 1965 году два столпа советского балета - Мессерер в Большом Театре и Моисеев в своем ансамбле народного танца поставили первые, в чистом виде, постмодернистические мини-спектакли. Очевидно, что сценаристы "Операции Ы" не могли про это знать. Это совпадение, которое больше, чем совпадение - это знак.
Кто был автором идеи - Мессерер или Моисеев - неизвестно, но скорее всего, это был некий "общий" проект, так как они были друзьями и соратниками. В любом случае, они обогнали даже Битлз, у которых первый постмодернистический альбом вышел только в 1967 году.
В чем, собственно, заключался "постмодерн" этого номера, который назывался, кстати, "Класс-концерт"? А все просто. В этом номере нет смысла, нет сюжета, нет костюмов, нет центральной идеи - нет танца, как такового. Класс-концерт - это репетиция!
То есть, на протяжении двадцати минут! нам показывают как артисты разминаются и репетируют разрозненные куски отдельных танцев и трюков. Что это за кусочек танца "репетируется" прямо сейчас понять практически невозможно, ибо костюмов нет, музыка специально "размазана" на некий общий мотив и элементы различных танцев сменяют друг друга настолько быстро, что ты не успеваешь это "схватить. Ну только если ты не профессионал, конечно.
В итоге, это оказалось настолько прорывным шагом вперед, что цензоры из Минкульта просто не поняли, что за бомбу замедленного действия им подложили под соусом "новаторства". Номер не просто утвердили, а еще и Ленинскую Премию Моисееву за него дали. И смех и грех.
На словах, однако, это все рассказывать - неблагодарное дело. Предлагаю вам самим на это посмотреть. 20 минут вы конечно не выдержите, а вот отрывок в 8 минут возможно осилите.
Journal information