Антон Александров (antona1976) wrote,
Антон Александров
antona1976

Перегрузка. I can’t get no satisfaction

Уткнувшись в бампер впереди стоящей машины в очередной пробке, я от безысходности включил радио Ретро-FM, наивно предполагая, что меня сейчас успокоит песня Анжелики Варум. Однако вместо теплых русских слов я услышал рваный ритм «Satisfaction» от группы Rolling Stones.

Песня только усугубила мое унылое состояние, напомнив мне о том, что «рост потребления не приносит удовлетворения». Из памяти сразу всплыло известное высказывание Ильфа и Петрова о том, что «вот радио есть, а счастья нет». Сами того не подозревая, «Роллинги» воспроизвели этот тезис в своей знаменитой песне, рассказав нам, по сути, о том, что вековая мечта человека о доступе к максимальному количеству информации обернулась ночным (и дневным) кошмаром.

Перегрузка современного человека информацией – это отличительная черта эпохи Постмодерна. Ошибкой было бы предполагать, что огромный поток данных, который на нас обрушивается каждый день, это, исключительно, последствия исторического прогресса технических средств коммуникаций. Скорее, наоборот, напрашивается обратный вывод о том, что бурное развитие IT-технологий в последние десятилетия является прямым следствием «работы» определенных групп интересов, которые хотят утопить нас в океане информации.

Кто-то скажет, что никто нас не принуждает, и здесь мы имеем чисто экономические причины – люди готовы платить за дополнительную информацию, вот ее больше и производят. Однако жизненный опыт показывает, что этот «информационный бум» нам все-таки навязывают.

У меня дома телевизор показывает 150 каналов. Очевидно, что востребованы из всего этого количества лишь 10-15. Я попытался отключить «лишние» каналы – да не тут то было! Когда я спросил провайдера о возможности отключения, последовал парадоксальный для меня ответ: «зачем вам убирать каналы, ведь тогда вы потеряете возможность дополнительно смотреть фильмы с наших фирменных интернет сервисов».

То есть мою просьбу он воспринял скорее, как сообщение о нехватке информации! Тезис о том, что «меньше» может быть лучше, чем «больше» его сознание просто не пропустило. Но это и не удивительно – воспринимать возражение клиента как нехватку информации о качестве и количестве товаров и услуг учат на всех «стандартных» обучающих семинарах по продажам и сервису.

Любая перегрузка вызывает усталость и агрессию. Вспомните продавца из какого-нибудь гипермаркета техники. На его вполне безобидную фразу: «чем я вам могу помочь?», как правило, мы реагируем неадекватно, включая все доступные нам защитные механизмы, так как предполагаем, что сейчас он начнет «тошнить» на нас лишней информацией. А вспомните рекламу в СМИ? Если в начале 90-х годов телевизионную рекламу смотрели, не отрываясь от экрана, обсуждая и пародируя в КВН, то теперь красочные ролики раздраженно выключаются.

Сергей Кара-Мурза писал об одной из причин краха СССР: «советский человек испытывал голод на образы». У современной либеральной цивилизации проблема прямо противоположная – перегрузка образами. Такая перегрузка связана с классической либеральной политико-экономической установкой на «рост,рост,рост» любыми средствами, любой ценой. Если материальный рост ограничен по определению – нельзя все-таки обжираться бесконечно, то возможности потребления информации открывают нам поистине новые горизонты.

Потреблять информацию можно снова и снова, все больше и больше. Правда, как показывает практика, чем больше информации, тем меньше в ней смысла. Нарастив поток данных по количеству и интенсивности до определенного уровня, мы получим уже информационную «кашу», место которой на помойке. Еще «поднажав», мы получим, по сути, яд, который будет разлагать наш мыслительную деятельность, так же, как пять гамбургеров, съеденные за бизнес-ланчем, разрушают наши внутренние органы.

Гиперинфляция информационных потоков обесценивает традиционные знания, формируя так называемое «клиповое сознание». Не зря интернет называют информационной помойкой – там, как и на свалке все перемешано в одну большую неструктурированную, вонючую кучу. Проблема в том, что люди, которые давно живут на такой свалке, перестают чувствовать эту вонь, а дети, которые родились уже на помойке, воспринимают такой окружающий мир уже как должное.


Tags: СМИ, постмодерн, потребление
Subscribe
promo antona1976 february 15, 15:40 114
Buy for 30 tokens
Не могу больше молчать. Я не на стороне РПЦ, но и хэйтеры РПЦ мне тоже не симпатичны. Я на стороне логики и здравого смысла. Предлагаю провести рациональный разбор полетов - без эмоций. На самом деле без эмоций, конечно, не получится, но я постараюсь. Итак, первое. Могут ли протестовать против…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments